Дислексия и дисграфия. Нарушения чтения и письма у детей

 Эта статья вводит основные понятия и кратко объясняет суть проблемы дислексии и дисграфии

Язык – это основа мышления и общения человека. В век развития компьютерных технологий и интернета крайне важной составляющей общения становится грамотное владение именно письменной речью.

При этом есть категория детей, испытывающих особые трудности с освоением чтения и письма. Таких детей достаточно много: по данным разных статистических исследований дислексией страдают от 7 до 20 %.  Велика вероятность, что в ближайшие годы количество детей, испытывающих трудности, увеличится: в детских садах отменяют бесплатных логопедов, которые хотя бы в части случаев могли помочь на ранних этапах и предотвратить нарастание проблем в будущем.

Неспособность научиться читать принято называть дислексией. Неспособность научиться писать – дисграфией.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной уст­ной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов*. Сложность состоит в том, что особенности строения нейронных сетей у таких детей могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создавать серьез­ные препятствия при овладении письмом или чтением. При этом подавляющее большинство родителей, многие учителя и даже школьные психологи имеют весьма смутные представления о природе не­успеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие со­стояния, как дислексия и дисграфия (или знают термины, но не имеют представления о методах коррекции), при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными. Из-за того, что детям с дислексией не оказывают в школе и в обществе необходимую им систематическую специальную помощь, они постоянно испытывают трудности и, в конечном итоге, получают менее качественное образование, чем их одноклассники.

Чтение и письмо – это сложные процессы, системные акты. Рассмотрим, на какие процессы можно разбить как письмо под диктовку, так и самостоятельную письменную речь:

― начинается с анализа того звукового комплекса, который составляет произносимое слово;

― этот звуковой комплекс дробится на составные части, причем из плавно следующих друг за другом звуков выделяются основные составляющие слово единицы — фонемы;

― в акустически сложных словах, включающих безударные гласные, акустически измененные в связи со своей позицией согласные и стечение согласных, этот процесс превращается в сложную деятельность, включающую отвлечение от побочных акустических признаков звуков и выделение устойчивых звуковых единиц;

― выделенные в результате такой работы фонемы должны быть расположены в известной последовательности и перешифрованы в соответствующие оптические структуры — графемы;

― графемы обладают своими зрительно-пространственными особенностями и уже на последнем этапе должны быть снова перешифрованы в систему двигательных актов.

Не только дети, но часто и школьные учителя не осознают детально всю сложность процессов, которые должны произойти при выполнении заданий прочитать или «просто переписать» текст. «Сбой» на любом из этапов вызывает ошибки.

Если рассматривать процессы так детально, как мы сделали выше, становится понятно, что и причины, и характер ошибок может существенно различаться. Фонологические и фонематические ошибки находят соответствия в особенностях активности одних зон мозга, ошибки, связанные со зрительно-пространственным восприятием, – в других, и так далее. С этим связано появление новых терминов: подвидов/подтипов «диагнозов», видов дислексии.

Исследования показывают, что у дислектиков часто отмечаются нарушения работы не в одном, а в нескольких участках мозга, в основном это области, связанные с обработкой лингвистической информации, отмечают особенности и в активности мозжечка.

Родителям и помогающим практикам важно знать, что дислексия – это не «лень», «нежелание» или недостаточно интенсивное выполнение домашних заданий, а именно физиологически обусловленная проблема (никто же не заставляет ребенка со сломанной ногой, например, сдавать нормативы по бегу), что нарушения могут быть не в одном участке, а в нескольких, что количество таких участков конечно, а специальными упражнениями и практиками можно нарабатывать нужные участки нейронных сетей. В последние годы всё больше исследований появляется на тему нейропластичности – возможности «тренировки» мозга. Однако, чтобы упражнения дали положительный эффект, нужно очень точно подбирать задания именно к конкретному случаю, индивидуально. Можно привести грубый, но наглядный пример: даже очень старательно приседая много раз, невозможно накачать мышцы рук. К сожалению, типичные школьные задания и традиционный подход чаще всего детям-дислектикам не подходят, и нужные именно им навыки не помогает нарабатывать, а увеличение количества переживаний, стрессов, только усугубляет ситуацию.

 

 

*«Сложность процесса письма как системного акта позволяет предполагать многообразие форм нарушения процессов письма при поражении различных отделов мозга, необходимых для осуществления этого сложнейшего навыка.

… Все это говорит о том, что на разных этапах формирования письма его психофизиологический состав меняется, и, следовательно, участие различных кортикальных систем в осуществлении этого акта не остается идентичным…» ©

Александр Романович Лурия

«Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», второе дополненное издание, 1969

 

Статья опубликована на http://dyslexiafit.ru Автор — Светлана Дорофеева

Использование статьи допустимо только в изначальном виде и с обязательной ссылкой на первоисточник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + четырнадцать =