Формирование новых навыков

Когда нужно научить ребёнка новому навыку (освоить то, что пока не получается), взывание к совести — не работает. Осуждение, манипулирование чувством вины — не работает. Многократное повторение (попытки переписывания, например) — не работает и даже вредно — потому что пока не получается, повторяет ребёнок все равно с ошибками, и закрепляется именно это.
Работает создание таких условий, когда сделать — может. Пусть малое, но может. И очень желательно — САМ.
Если ребёнок под диктовку пишет с кучей ошибок, не попадая на строчки, не надо ругать и давать ещё десять диктантов. Можно попросить переписать одну строчку с образца. Если может — искать тот элемент на уровне чуть более сложном, где происходит сбой. Если не может — давать более простое. Например, переписать одно слово. Если и одно не может — ну, право, глупо чего-то ожидать от диктанта. Надо сначала научить различать единицы: фонемы в потоке звучащей речи, графемы в записи.

В такой работе есть приятный бонус: чем глубже откладывается это понимание в личном опыте со стороны наставника, тем меньше претензий остаётся к себе, когда что-то не получается. Фокус внимания смещается: уже точно знаешь, что страдать, винить или ругать себя совершенно бесполезно. Начинаешь оглядываться по сторонам и пытаться разобраться, где тот минимальный шаг, с которого у тебя самого получится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 7 =